Пятница, 26.04.2024, 22:41

Приветствую Вас Гость | RSS

Медицина развивалась в Китае с древнейших времен, и одним из ее уникальных достижений стало открытие лечебного эффекта иглоукалывания. Древний миф приписывает это открытие императору Фуси, который, кроме того, отделил воду от суши и совершил массу других полезных подвигов. Многие исследователи склоняются к мысли, что эффект акупунктуры мог быть открыт в практике ритуальных татуировок. Во всяком случае, он был достаточно широко известен уже в середине 3 тысячелетия до н.э., что подтверждается археологическими находками.

Так, при раскопках в центральном и северном районах Китая достаточно часто наряду с другими бытовыми и культовыми предметами обнаруживают Бяньши - каменные иглы, упоминаемые в древнейших устных и письменных литературных памятниках. При этом совершенно не выдерживает критики распространенное мнение, связывающее возникновение акупунктуры с буддизмом, который по современным данным зародился почти на 2000 лет позже.

В течение долгого времени иглоукалывание развивалось чисто эмпирически, но уже во 2 тысячелетии до н.э. многочисленные обособленные школы стали обмениваться данными, а затем и объединяться. В 1 тысячелетии до н.э. началась выработка теории иглоукалывания, основанной на фундаменте ставших уже традиционными учений об Инь и Ян, У-син и др. К этому периоду относится появление древнейших медицинских сочинений: "Хуан-Ди Нэй Цзин" (8 в. до н.э.) и "Нань Цзин" (8-6 вв. до н.э.), не потерявших своей актуальности до наших дней. Вообще говоря, считается, что "Хуан-Ди Нэй Цзин" ("Трактат Хуан-ди о внутреннем") был написан по приказу императора Хуан-ди в 27 веке до н.э., однако дошедший до нас текст по многим признакам не мог появиться ранее 8 века до н.э. (по мнению ряда исследователей, он был написан не ранее 4-3 вв. до н.э.), и существование подлинного "Хуан-Ди Нэй Цзин", появившегося на 2000 лет раньше, ничем не подтверждается.

Также к книгам по ТКМ того времени относятся "Шан Хань Лунь", "Дзин Гуй Яо Люе", "Вэнь Йи Лунь".

В эпоху "сражающихся царств" (Чжаньго) медицина в Китае развивалась весьма бурно. В это время оформились 12 основных отраслей медицины, в т.ч. и акупунктура, а также фармакология (Яолисюэ) - по некоторым данным в 5-3 вв. до н.э. китайские врачи применяли до 60 тыс. лекарственных средств в составе более, чем 400 тыс. прописей. В 5-4 вв. до н.э. жил и работал Бянь Цюэ, специалист по Чжень-Цзю и Яолисюэ.

Согласно легенде, Бянь Цюэ изучил медицину у странствующего врача и значительно превзошел учителя, став поистине народным врачом: до сих пор сохранились мосты, построенные после смерти Бянь Цюэ и названные в его честь; в Жэньцю, родном городе ученого, действует "Общество по Изучению Наследия Бянь Цюэ".

Даосско-конфуцианская общенаучная методология не могла не оказать влияния на медицину, и в эпоху Цинь на основе эмпирической иглотерапии и традиционной методологии возникло, наконец, то, что впоследствии стало называться Чжень-Цзю - лечение иглоукалыванием и прижиганием. Древние тексты "Хуан-Ди Нэй Цзин" и "Нань Цзин" подверглись в этот период основательной переработке и обрели окончательный вид; появилось большое количество новых сочинений. Так, при археологических раскопках близ города Чанша в 1973 г. было найдено большое количество древних рукописей, в т.ч. древнейший из дошедших до нас текст "И Цзин" ("Книга перемен") и несколько трактатов по Чжень-Цзю, содержащих описания 11 главных каналов (из известных ныне 12) и практические рекомендации по прижиганию и укалыванию каменными иглами. По некоторым признакам эти трактаты относятся к периоду 4-3 вв. до н.э.

В эпоху династии Хань начался новый этап в развитии Чжень-Цзю: она была официально признана и, по некоторым данным, входила в перечень наук, знакомство с которыми являлось обязательным для врачей того времени. Сохранились записи врача Цюань Юй-и (215-177 гг. до н.э.), содержащие в т.ч. описания каналов Цзин-Ло и активных точек, а также рекомендации по их использованию. В эпоху Поздней Хань работал крупнейший специалист по акупунктуре и хирургии Хуа То (141-208 гг.), разработавший рекомендации по достижению максимального лечебного эффекта Чжень-Цзю.

В 3 веке появился фундаментальный труд "Цзя и Цзин" ("Трактат начал"), в котором выдающийся врач Хуан Фуми обобщил накопленный опыт и впервые систематизировал каналы и точки акупунктуры. Считается, что именно эта книга, попав в Японию, дала толчок развитию акупунктуры в этой стране. В период 6-10 вв. Чжень-Цзю получила распространение во всей Юго-Восточной Азии, проникла в Тибет, Индию и Монголию. В 624 г. был подписан указ об уголовном преследовании врачей, не прошедших специальной аттестации, вскоре появилась первая программа обязательного медицинского образования. Через 100 лет при Императорском Медицинском Совете была создана комиссия по разработке на основе "Хуан-Ди Нэй Цзин" общедоступного учебного пособия.

Наконец, в 1026 г. врач Ван Вэй-и написал знаменитый труд "Тун Жэнь Шу-Сюэ Чжень-Цзю Ту" ("Атлас точек бронзового человека"), рекомендованный специальным указом императора в качестве официального руководства для врачей. В приложение к трактату были изготовлены две бронзовые модели человека в натуральную величину с нанесенными на них каналами Цзин-Ло и известными в то время точками. В тот же период Императорским Медицинским Советом было издано несколько стихотворных (для заучивания наизусть) руководств по Чжень-Цзю; по некоторым сведениям, несколько таких книг в 1295 г. были привезены в Европу венецианским путешественником Марко Поло, и, возможно, положили начало изучению акупунктуры на Западе.

Выдающаяся роль в развитии Чжень-Цзю принадлежит Сунь Сы-мяо (581-673 гг.), крупнейшему врачу и ученому своего времени, легенды о знаниях и искусстве врачевания которого распространились далеко за пределы Китая и сохранились до наших дней (до сих пор в г. Яосян пров. Шанси отмечают ежегодный праздник Сунь Сы-мяо). В своем фундаментальном труде "Цянь Цзин Фан" ("Тысяча золотых рецептов") Сунь Сы-мяо отразил достижения практически всех отраслей традиционной китайской медицины, изложил принципы диагностики и лечения многих болезней, но кроме того - впервые описал диагностические и терапевтические свойства ушной раковины. Таким образом Сунь Сы-мяо стал основателем аурикулярной медицины, получившей столь широкое распространение в наше время.

В период 10-17 вв. Чжень-Цзю окончательно оформилась, ее положения были увязаны с новейшими достижениями других областей медицины, в т.ч. анатомии; китайские врачи окончательно установили функции органов Цзан и Фу, топографию каналов Цзин-Ло, изучили большое число внеканальных и "блуждающих" акупунктурных точек. В 1111-1117 гг. была издана "Императорская Медицинская Энциклопедия", несколько томов которой полностью посвящались вопросам Чжень-Цзю; в конце 13 в. Рашид ал-Дин ал-Хамади перевел этот фундаментальный труд на арабский язык. Полное теоретическое обоснование Чжень-Цзю было дано в 1341 г. крупным ученым и политическим деятелем Хуа Шоу, написашим "Шисы Ци Цзин" ("Трактат о четырнадцати Ци").

В 1601 г. Ян Цзычжоу написал труд "Чжень-Цзю Да Чэн" ("Большие свершения Чжень-Цзю"), в котором обобщил весь опыт Чжень-Цзю, накопленный к тому времени. Тогда же были сформулированы некоторые принципы фармакопунктуры, сочетающей Чжень-Цзю (особенно - прижигание, т.е. Цзю) с применением разнообразных лекарственных средств. Вообще говоря, этот период (10-17 вв.) многие авторы с полным правом называют "золотым веком" Чжень-Цзю, ее широкое клиническое применение сочеталось с хорошо поставленной системой образования, чему способствовало книгопечатание, известное в Китае с 5-6 вв. Сохранилось большое число рисунков того времени, изображающих топографию каналов Цзин-Ло, почти не отличающуюся от современной.

С середины 17 века началось вытеснение Чжень-Цзю фитотерапией, бурное развитие которой подстегивалось проникновением в Китай европейской химии. В 19 веке стало очевидным отставание китайской науки от европейской, и сменяющиеся правительства Китая предпринимали отчаянные попытки перенять и насадить западные знания и развить на их основе промышленность. В 1822 г. была закрыта Императорская Академия Чжень-Цзю, просуществовавшая более 500 лет; к началу 20 века акупунктура в Китае была практически забыта, а в 1914 г. уже и формально запрещена. В Японии, до середины 19 века практически не поддерживавшей отношений с Европой, процесс увядания акупунктуры носил не столь драматический характер, но и там к началу II Мировой войны она постепенно сдала свои позиции.

Однако в тот же период (17-20 вв.) происходил и обратный процесс -колониальная экспансия западных держав в Юго-Восточной Азии стимулировала изучение европейцами истории и культуры региона. Европейские (в первую очередь - французские и голландские) врачи начали все более внимательно изучать Чжень-Цзю и фиксировать накопленный ею опыт. Испанские миссионеры, путешествовавшие по Китаю в 1550-1557 гг., привезли в Испанию целую медицинскую библиотеку, причем большая часть книг была впоследствии переведена на латинский язык. Через 100 лет польский священник Михаил Бойм, вернувшись из Китая, издал в Германии серию книг по Чжень-Цзю, пульсовой диагностике и традиционной фармакологии Яолисюэ; сэр Джон Флойер, переведший книги Бойма на английский язык, был первым европейским врачом, включившим исследование пульса в процедуру общего осмотра больного.

В 1671 г. в Гренобле был выпущен труд "Тайны китайской медицины", в 1683 г. голландский врач Вильем тен Рине (тен Рене) ввел в медицинскую лексику термин "акупунктура", а в 19 веке методы Чжень-Цзю уже достаточно широко применялись в европейской клинической практике для лечения ряда хронических заболеваний. Изучение и описание китайской медицины, в т.ч. и акупунктуры, уже в середине 19 века входило в официальные задачи Российской духовной миссии в Пекине, причем результаты исследований становились достоянием широкой медицинской общественности. В словаре В.Даля (1881 г.) можно прочесть: "Игловать (кого) - запускать иглы с врачебною целью, делать акупунктуру; Иглованье - этот способ лечения"

Политическая нестабильность в начале 20 века не только породила бурный всплеск мистицизма, но также стимулировала интерес к восточной медицине. К сожалению, недостаток подлинно научных сведений привел к смешению понятий: акупунктура часто рассматривалась в одном ряду с магией и спиритизмом (в наше время массовое европейское сознание часто склонно воспринимать акупунктуру как составную часть восточных боевых искусств). В 30-е годы фашистское руководство Германии, в частности - лично А.Гитлер, проявляло большой интерес к мистике, а "заодно" - и к восточной медицине; известно, что в 1938 году в Китай отбыла специальная научная экспедиция, в задачи которой входило изучение возможностей акупунктуры как средства военно-полевой медицины. Парадоксально, что в Японии, являвшейся союзником и политическим партнером Германии, Чжень-Цзю была к этому времени практически забыта, а японское правительство проявляло большой интерес к "тайнам" европейской военной медицины.

В конце 40-х и в 50-х годах нашего века ясно проявились свежие тенденции развития акупунктуры:

- новые правительства Китая, Кореи, Вьетнама, Японии и других стран региона прилагали силы к возрождению традиционной медицины в рамках государственных систем здравоохранения, пытаясь таким образом компенсировать острую нехватку специалистов по западной медицине;

- в Европе и Америке быстро развивались новые направления акупунктуры, зародившиеся на стыке восточной и западной медицины и осваивающие достижения научно-технической революции.