Суббота, 20.04.2024, 11:57

Приветствую Вас Гость | RSS

 Основу древней китайской медицины составило учение о двух противоположных началах Инь и Ян. В трактате "Хуан Ди Нэй-цзин" сказано: "Энергия неба - есть начало жизни. Эта энергия есть не что иное, как Инь и Ян, которые порождают все вещества и вещи".

В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение, о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени не похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной свое переплетение с другими вещами.

Мудрецы древнего Китая говорили: "Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца". Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Любой объект, процесс или явление, включая человека и Вселенную, имеет свой закон развития или путь, по-китайски - Дао. Это путь, по которому идет природа.
Дао - изначальный единый принцип Вселенной, разделяясь, порождает две силы - Инь и Ян. Поэтому путь Дао есть динамика процессов Инь и Ян. Это две стороны, две противоположности любого процесса или явления. Везде и во всем есть два противоположных начала, два полюса или антипода. Их взаимодействие и чередование обеспечивает процесс развития и цикличность любого явления.

Основные противоположные свойства Ян и Инь символизировались древними философами как огонь (Ян) и вода (Инь), т.е. Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе все, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь; все что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию - относится к Ян.

Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока. Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всем его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме:
- все существующее во вселенной имеет два противоположных начала Ян и Инь (любое явление имеет состояние покоя и активности, любой предмет имеет верх и низ и т.д.)
- Ян и Инь имеют множество значений, и они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопревращаемы.

Так, например, два противоположных начала: день и ночь, жара и холод, движение и покой, полный и пустой, внешний и внутренний и т.д.
Человеческий организм также разделяется на две противоположности:
- Ян - верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов,
- Инь - внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов, кровь.

Инь и Ян представляет собой конкретные формы, как противоположные начала включены во все предметы и явления природы. Инь и Ян, хотя и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна. Они не рассматриваются как бы застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и Ян имеют свои процессы внутреннего развития. Развиваются каждый внутри себя и имеют взаимные переходы. Так, процветание Инь рождает Ян, процветание Ян рождает Инь.

Вследствие своей противоположности, Ян и Инь взаимно ограничивают и контролируют развитие и деятельность друг друга и, при определенных условиях, каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя, и это соответствует объективной реальности. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой. Так, например, нарушение в организме равновесия между Инь и Ян приводит к развитию болезни или к смерти.

В структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой. Так, в Ян заложен Инь и, в свою очередь, в Инь заложен элемент Ян. Этим самым образуется взаимопроникающая связь. Взаимообуславливающие и взаимопроникающие связи создают полную гармонию мира и жизни.

В нормальном состоянии, то есть в здоровом организме, обществе, природе между Инь и Ян должна быть сохранена тесная связь и полное уравновешивание. Инь и Ян должны сменяться, чередоваться в соответствии с ритмами Вселенной. В этом и состоит путь Дао.

При нарушении равновесия Инь-Ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникают аномальные тления или даже раскол Инь и Ян, обрыв их связи, которые ведут к уничтожению предметов и явлений мира.

Взаимодействуя и развиваясь, Инь и Ян порождают тончайшие энергетические токи - жизненную энергию Ци. Ци вокруг нас и внутри нас. Всегда изменяется, следуя природным законам Инь-Ян, смене дня и ночи, временам года, фазам Луны, движениям планет.

Гармония Ци, равновесие Инь-Ян необходимы для хорошего функционирования любого живого существа. Энергия Ци связывает Инь и Ян воедино. Благодаря контролю над энергией Ци, возможно наиболее легким путем достичь гармонии Инь-Ян.
Теория Инь-Ян является способом описания и изображения перемен, способом видения и контроля ритмов жизни. Если мы рассмотрим сам символ Инь-Ян (рис. 1), мы увидим, что он отнюдь не статичен, а довольно подвижен, иллюстрирует постоянные ритмические перемены.

Рис.1 Символ великого предела

Инь символизируется черной частью, представляет все пассивное, воспринимающее, темное, холодное. Ян символизируется белой частью, представляет все активное, утверждающее, яркое и теплое. Это две активные силы жизни, две основные тенденции всего сущего.

Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение Ян и Инь. Светлая точка на темном поле и темная точка на светлом поле означают соответственно присутствие Ян внутри Инь и присутствие Инь внутри Ян. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: Ян зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а Инь рождается на юго-западе, т.е. в конце лета, и достигает кульминации зимой, т.е. на севере.

Все процессы, происходящие в природе и в обществе, подчиняются циклической смене сил Инь-Ян. Эти изменения постоянны от малого Ян к большому Ян, далее от малого Инь к большому Инь и т.д. Один из наиболее примитивных примеров смены Инь и Ян - смена времен года.

Любое единое целое (явление, существо, состояние и т.д.) состоит из двух противоположных начал - Инь и Ян, соперничающих и дополняющих друг друга. При этом ни Инь, ни Ян не могут существовать изолированно друг от друга.

Действие начал Инь-Ян заключается в следующем:
- они стремятся подавить друг друга;
- оба начала находятся в тесной взаимосвязи и способны превращаться одно в другое: "в Инь есть Ян, в Ян есть Инь";
- борьба и взаимопревращение Инь и Ян дают источник развития и преобразования;
-нарушение гармонии между Инь и Ян ведет к нарушению всякого движения, развития.

Инь и Ян находятся в состоянии постоянного противоборства, они ограничивают друг друга. Если одно начало доминирует, то возникает недостаток другого, и наоборот.

В книге "Су-вэнь" написано, что Инь борется внутри, а Ян вызывает волнение снаружи, так как Инь ведает внутренней средой, а Ян - внешними проявлениями. Когда Инь и Ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, то возникают явления пустоты и заполнения; при этом Инь и Ян "сменяют друг друга".

Постоянная борьба Инь-Ян, стремление к вытеснению друг друга являются движущей силой изменения и развития вещей. Как полярные противоположности, Инь и Ян зависят друг от друга:
- Ян означает верх, Инь - низ (без верха не может быть низа, и наоборот);
- левая сторона тела соответствует Ян, правая - Инь (без правой стороны нет левой, и наоборот); - жара соответствует Ян, холод - Инь (без жары нет холода, и наоборот);
- переполнение, избыточная функция соответствуют Ян, опорожнение, слабость функции - Инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот).

Эта взаимозависимость Инь и Ян обозначается в китайском языке "взаимным корнем". Инь и Ян служат друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: Инь не в состоянии произвести себя, так как нуждается для этого в Ян, и наоборот. Теория Инь-Ян занимает центральное место в древневосточной медицине. Это привело к созданию особой терапевтической методологии, которая управляет клинической практикой.

При взаимодействии Ян и Инь имеют относительную самостоятельность, т.к. в них можно выделить составляющие его элементы, взаимодействующие между собой и развивающиеся внутри себя. Так, например, сутки можно разделить на день (Ян) и ночь (Инь), день в свою очередь можно разделить на первую половину (Ян в Ян) и вторую половину (Инь в Ян), ночь можно разделить на вечер (Ян в Инь) и саму ночь (Инь в Инь). Если тело рассматривается как единое целое, то его поверхность и конечности относятся к Ян, а внутренние органы к Инь. Но в тоже время поверхность тела и конечности можно разделить на Ян и Инь. Так, например, кожа и подкожная клетчатка относятся к Ян (Ян в Ян), мышцы и кости по отношению поверхности тела относятся к Инь (Инь в Ян). Во внутренних органах, называемых Чжан-Фу органами, также можно выделить Ян и Инь. (Ян и Инь Почек, Ян и Инь Селезенки и т.д.).

Деление органов на две составляющие Ян и Инь очень важно для диагностики и выбора лечения. Под Ян понимают участие органа в регуляции нейрогенного фактора, его функциональную активность и жизненную Энергию, под Инь при этом понимают степень участия в регуляции органа гуморального фактора.

Таблица 1 Инь-Ян с позиций человеческого организма

Ян
Инь
кожный покров внутренние органы
спина грудная и брюшная стенки
наружные поверхности конечностей внутренние поверхности конечностей
желчный пузырь печень
желудок селезенка
тонкая кишка сердце
толстая кишка легкие
мочевой пузырь почки
три части туловища (они выполняют функцию всасывания, пищеварения и выделения) перикард (сохраняет в себе все существующие в организме ценные вещества)

Взаимообусловленность Ян и Инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к Инь, а функции - к Ян. Структура является материальной основой функции, а функция - это отражение существования структуры и движущая сила ее развития. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Ян и ослаблению Инь, а накопление питательных веществ требует определенной функциональной активности и приводит к ослаблению Ян и усилению Инь. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушении равновесия между Ян и Инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение Ян и Инь к состоянию относительного динамического равновесия.

В соответствии с представлениями современной западной медицины, структуры органов тела образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: Инь является сторожем Ян.
Инь и Ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. Если Ян отступает, то увеличивается Инь, а если отступает Инь, то происходит увеличение Ян.

В традиционной китайской медицине считается, что органы (Ян) функционируют за счет потребления продуктов питания (Инь); при этом происходит увеличение Ян и ослабление Инь. В то же время обмен веществ, обусловленный поступлением в организм продуктов питания (Инь), требует расхода некоторого количества энергии (Ян). В этом случае происходит усиление Инь и ослабление Ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии.

Если же ослабление или усиление переходит известные границы, то состояние равновесия может нарушиться, - возникает избыток Инь или Ян, что ведет к различным патологическим процессам.

Инь может превратиться в Ян, а Ян - в Инь, и если процессы сокращения и увеличения Инь и Ян состоят в количественных изменениях, то процесс превращения Инь в Ян (и наоборот) представляет собой изменение качества.

В книге "Су-вэнь" говорится: "Когда Инь достигает максимума, он превращается в Ян... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод". Однако Инь не может претерпеть превращения без некоторого количества Ян, а Ян не может подвергнуться превращению без Инь, то есть условием того, что может произойти превращение количества противоположного начала. Это символизирует черная точка на белом и белая точка на черном поле схемы Великого Предела (Рис. 1).

Концепция Инь-Ян служит основой не только теоретических представлений древней восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основным в жизнедеятельности человеческого организма является уравновешенное соотношение Инь и Ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологии. В целом любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к Ян-состояниям, а недостаточность - к Инь-состояниям (например, жар - это Ян-состояние, а озноб - Инь-состояние). Таким образом, все типичные симптомы различных болезненных состояний можно распределить на две основные группы - Ян-синдромы и Инь-синдромы.

Исходя из принципа равновесия Инь и Ян, главная задача лечения в восточной медицине - восстановление нарушенного баланса Инь-Ян, обеспечение гармонии, что, по европейским представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма.

Концепция Инь-Янпредполагает рассмотрение любого явления в единстве того, что сейчас называют интегративным подходом. Для китайского врача не существует больного желудка или больных почек, он видит сразу все тело во взаимодействии его частей.

Люди, как и все в природе, также подразделяются по своему типу на Инь и Ян. Но очень редко люди бывают равномерно Инь или Ян. В чем-то могут преобладать иньские тенденции, в чем-то янские. С пребыванием Ян - убывает Инь, и наоборот.

Китайские врачи выделяют четыре основных типа таких нарушений:
1. излишек Ян при Инь недостатке;
2. недостаток Ян при Инь излишке;
3. излишек Ян и Инь одновременно;
4. недостаток Ян и Инь одновременно.

Причем в одних органах или частях тела может быть избыток Ян, влекущий за собой соответствующие болезни, а в других - недостаток, также проявляющийся недугами. Поскольку любое заболевание происходит, с точки зрения традиционной китайской медицины, лишь из-за увеличения либо уменьшения Инь или Ян, то, прибавляя или отнимая Ян или Инь можно восстановить утраченное здоровье.

Но нет абсолютного Инь или абсолютного Ян, в каждом явлении обязательно присутствует и то, и другое. Инь и Ян противоположны лишь по отношению друг к другу.

Врачи, применяя на практике эти принципы, широко используют в качестве источников Инь и Ян продукты питания, экстракты растений и трав, в т.ч. биологически активные препараты, ведь, как и все в этом мире, пища тоже бывает Инь и Ян.

Таблица2. Янские и Иньские продукты питания

Продукты Ян
Продукты Ин"
кукуруза
арбуз
горчица
виноград
имбирь
гранат
перец белый, красный, черный
лимон
редька
мандарин
банан
персик
груша
слива
финики
хурма
картофель
баклажан
репа
зеленый горошек
сельдерей
кабачок
чеснок
капуста кочанная
бобы
капуста морская
чечевица
морковь
кунжут
огурец
гречиха
петрушка
пшеница
помидор
рис
шпинат
мед
тыква
прополис
арахис
кунжутное масло
грибы
подсолнечное масло
пшено
кукурузное масло
свинина
говядина
рыба карп
баранина
кефир
курица
вода
кролик
соль
утка
крахмал
коровье молоко
перепелиное яйцо
макароны
уксус
мука
рыба лещ
вино
рыба судак
чай зеленый
рыба сазан
чай черный
кумыс
сахар
квасцы
яйцо куриное
полынь
грецкий орех
папоротник мужской
лук репчатый
почки березы


Иньская пища охлаждает, делает тело мягким и вялым. При избытке она порождает усталость, сонливость, бледность, потерю аппетита

Г. Айхора, один из специалистов по макробиотике, советует не употреблять более двух "иньских" продуктов за один раз, т.к. организму будет тяжело с ними справиться. При длительном избытке пищи Инь наступает подавленность, появляется чувство разбитости, возрастает ранимость.

Янские продукты приносят тепло, делают тело более твердым. При избыточном их потреблении появляется напряженность, лихорадочность, раздражительность. Летом, в жару рекомендуется кушать больше иньской, охлаждающей пищи. Зимой же предпочтение следует отдавать согревающей янской.
 

Читайте далее: Концепция У-син (пяти элементов)